Обучение детей

Для обучения большому теннису детей созданы группы от 4 до 6 человек. Дети набираются по уровню и возрасту. Как показала практика, детям очень важно общение и соревновательный процесс. Не спешите 5-летнего малыша отдавать на индивидуальные занятия, они нужны как дополнительные, скорее всего ему там будет скучно и он бросит теннис.

Мы считаем, что родители должны знать, за что они платят деньги: за накидывание тренером мячиков из корзины или за реальное овладение его ребёнком необходимыми навыками игры. Для этого проводятся клубные турниры, на которых присутствуют родители и видят – чему научились их дети. Да и для детей важно узнать – кто лучше играет.

Обучение ребенка можно начинать с 5 лет. В этом возрасте теннис для ребенка должен стать не трудным испытанием, а источником душевных и физических сил.

По данным десяти сильнейших теннисистов мира за 2000г. установлено, что средний возраст начала занятий теннисом женщин – 4.7 лет, мужчин – 6.1 года. Профессиональную карьеру женщины начинают в среднем с 17 лет, мужчины – с 19 лет. Профессиональные навыки игроки приобретают к 11-13 годам. В российском теннисе картина подобна мировой: опрос российских тренеров подтвердил эту статистику.

В 6 лет дети могут принимать участие в соревнованиях. В Российском теннисе разработана программа 10S, в рамках которой соревнуются совсем юные теннисисты 6-8 лет. Далее идут категория 9-10 и 12 и моложе.

На этапе начальной подготовки основной задачей является развитие физических качеств и знакомство с основными приемами тенниса. Метод проведения занятий игровой, с акцентом на физическую подготовку. Особое место в занятиях должно отводиться упражнениям с различными мячами. Задача таких упражнений – не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве.

По мере роста подготовленности игрока в теннисе, эта способность будет приобретать все большее значение. Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты, включающие в себя бег, прыжки, метания, элементы акробатики составляют 30 % общего тренировочного времени. Эти упражнения повышают эмоциональность занятий и одновременно решают комплексно задачи физического развития детей. 20 % отводится специальной физической подготовки (тестирование, контрольные упражнения и тренировки). Уже в этом возрасте необходимо приучать детей к выполнению технических приемов в теннисе. Придя на занятия теннисом, ребенок должен познакомиться не только с мячом, но и с ракеткой. При этом необходимо учитывать готовность ребёнка к обучению новым движениям, которые связаны с созреванием двигательных и сенсорных центров мозга.

Большое внимание придается развитию скоростных качеств, быстроты ответных действий, ловкости, координации, выносливости. При этом надо учитывать, как эти качества трансформируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с ракеткой и мячом.

Особое внимание нужно уделять овладению сложными техническими приёмами тенниса. Если в раннем возрасте основы техники тенниса заложены неправильно, это приводит к нерациональным движениям и ошибкам в движении, что препятствует росту мастерства.

Получены новые характеристики ударных действий сильнейших теннисистов: обнаружено, что с ростом темпа игры увеличивается встречная скорость перемещения самого тела теннисиста, вплоть до появления фазы безопорного продвижения навстречу мячу. Удары по мячу в полёте стали составлять до 90% общего арсенала ударов игроков в матче. Построение методики обучения теннису в дошкольном возрасте должно основываться на знании механизмов реализации новых перспективных ударных действий с учётом индивидуального возрастного развития детей 5-6 лет.

Обучение детей технике тенниса осуществляется поэтапно. первый этап – развитие двигательной чувствительности и создание предпосылок для обучения ударам по мячу; второй этап – создание специфического движения тела в зоне контакта ракетки с мячом; третий этап - расширение диапазона двигательной активности и уровня двигательной чувствительности, пространственно-временной ориентации и ритма движения при подходе к мячу; четвёртый этап - овладение техническим умением с постепенным расширением игрового пространства.

Следующим этапом в подготовке теннисистов является учебно-тренировочный этап.

Учебно – тренировочный этап состоит из двух подэтапов:

  • начальной спортивной специализации (1-2 года обучения)
  • углубленной спортивной специализации (3-4 года).

На 1-й подэтап принимаются здоровые дети, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки и выполнившие нормативы по физической, технической, психической и соревновательной подготовленностям. Проводится также собеседование с родителями с целью определить приоритеты в развитии и обучении ребёнка.

Цели, задачи и направленность подэтапа начальной спортивной специализации:

  • повышение разносторонней физической подготовленности, воспитание физических качеств
  • повышение функциональной подготовленности
  • совершенствование специальной физической подготовленности
  • освоение всех технико-тактических действий на уровне умений и навыков
  • определение индивидуального стиля игры
  • приобретение соревновательного опыта.

Цели, задачи и направленность подэтапа углубленной спортивной специализации:

  • дальнейшее повышение всесторонней физической подготовленности как основы спортивного совершенствования
  • совершенствование технико-тактических действий, их объёма, разносторонности, стабильности и эффективности
  • накопление соревновательного опыта
  • совершенствование индивидуального стиля игры
  • обучение к подготовке к участию в соревнованиях, умению настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед матчем, в паузах во время матча
  • знакомство с инструкторско-судейской практикой
  • изучение игры ведущих теннисистов мира и сильнейших теннисистов своего возраста.